+375 (17) 228-51-21
многоканальный
+375 (17) 210-21-58
факс

Аренда спецтехники в России глазами старейшей арендной компании


Представители компании "Фортрент", работающей на российском рынке аренды спецтехники уже более 25 лет, рассказали о конкуренции, изменении ставок и структуре спроса на арендное оборудование
Директор по развитию Алексей Килевой

Директор по развитию Алексей Килевой
Руководитель направления аренды дорожно-строительной техники Василий Баландин

Руководитель направления аренды
дорожно-строительной техники Василий Баландин
- Какие тенденции преобладают сегодня на рынке аренды спецтехники? Как менялись арендные ставки в течение 2014 года?
Алексей Килевой:
- Аренда спецтехники в нынешних условиях остается перспективным направлением бизнеса. Многие арендные компании расширяют ассортимент, а компании-продавцы спецтехники начинают переходить к схемам аренды и нарабатывают опыт в этом направлении. В результате рынок аренды спецтехники становится все более конкурентным, что является положительным фактором для его развития.
В условиях девальвации рубля с последующим ростом закупочных цен на импортную технику и с учетом нестабильной ситуации на строительном рынке далеко не все строительные компании могут себе позволить купить ту или иную технику. Ведь любая такая покупка является долгосрочной инвестицией в основные средства предприятия, а самостоятельное содержание и ремонт техники - это непрофильная деятельность строительной компании и требует привлечения дополнительных ресурсов. Выходом из сложившейся ситуации становится аренда спецтехники и строительного оборудования вместо их покупки. Аренда выгодна для строителей, так как платить необходимо только за период использования техники, а все накладные расходы несет арендная компания.
В 2014 году ставки по аренде если и менялись, то незначительно. В нашей компании увеличение ставок на "холодную аренду" спецтехники (т.е. без таких дополнительных услуг, как работа машиниста и заправка топливом) составило примерно 10%. В то же время цена покупки импортной техники в рублях выросла на 15-20%.
Читайте:

4 сценария развития машиностроительной отрасли в России. Мнения участников рынка
- Достаточно ли развит российский рынок аренды на данный момент?
Алексей Килевой:
- Рынок аренды строительного оборудования в настоящее время развивается достаточно быстрыми темпами и показывает положительную динамику. Так, с 2004 года рост составил 300%, а количество компаний-арендодателей на сегодня в целом по России составляет около 4 000. При этом отечественный рынок аренды сильно фрагментирован, и ТОП-5 компаний занимают 20% рынка. Несмотря на то, что небольшие арендные компании обычно закупают несколько единиц техники под нужды конкретных проектов и клиентов, проявляя свою гибкость, серьезной конкуренции крупным игрокам они не составляют.
Также можно отметить, что большинство арендных компаний - монопродуктовые, т.е. имеют узкую специализацию. Дорожно-строительная техника является основным арендным продуктом, ее доля составляет 50% всего оборота.
Конкурентная борьба между арендными компаниями, работающими в одном сегменте, достаточно жесткая. В Центральной части России и в Северо-Западном федеральном округе предложение превышает спрос, что, в свою очередь, ужесточает конкуренцию. Возможность выбора позволяет клиентам требовать от арендодателей усиленного внимания, оперативности и контроля. Например, сокращения времени реагирования до 2-3 часов, увеличения отсрочки платежа. К сожалению, сами арендаторы при этом нередко задерживают платежи. Встречаются и случаи демпинга со стороны отдельных игроков рынка.
В России отсутствует культура аренды спецтехники
Источник фото: fortrent.netВ России отсутствует культура аренды спецтехники
- Давайте поговорим об основных проблемах, которые, на ваш взгляд, затрудняют развитие рынка аренды спецтехники в России?
Василий Баландин:
- Наша компания, помимо работы в условиях жесткой конкуренции, испытывает также и непрямую конкуренцию - это менталитет собственника и отсутствие культуры аренды в России. В чем это проявляется? Менталитет собственника - в том, что российские строительные компании предпочитают иметь свой собственный парк техники, это считается признаком стабильности и благополучия компании. Также для участия в крупных тендерах зачастую предъявляются серьезные требования к оборудованию, которое должно находиться в собственности подрядчика. А отсутствие культуры аренды приводит к опасению брать спецтехнику в "холодную аренду", хотя в странах Европы данный подход является общепринятым.
Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда арендатор желает как можно больше ответственности за выполняемые оборудованием работы переложить на арендодателя, заплатив при этом те же самые деньги, что и за аренду машины без оператора. Хотя по сути своей сдача техники в "горячую аренду" (с топливом и оператором) есть не что иное как выполнение подрядных работ. Поэтому у крупных заказчиков есть альтернатива - либо заключать договор подряда с небольшими фирмами, либо брать машины в "холодную аренду" самостоятельно.
С другой стороны, нестабильность спроса заставляет арендные компании инвестировать в закупку нового оборудования с осторожностью, особенно это касается узкоспециализированного оборудования. Например, гидромолот на экскаватор есть у многих арендодателей, а найти гидроножницы или другие разрушающие устройства для того же экскаватора очень сложно.
- Какова структура спроса на арендную технику?
Василий Баландин:
- Наиболее востребованными типами техники являются экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, бульдозеры, катки, телескопические погрузчики. Что касается экскаваторов, то спросом чаще всего пользуются модели массой от 20 тонн, как минимум в комплектации с гидромолотом и другим оборудованием для разрушения зданий или бурения. В сегменте грунтовых катков основное число заявок приходится на модели с массой от 13 до 18 тонн. На мой взгляд, прогрессирует нерациональное использование данного вида техники, и виной тому наши национальные стереотипы - "тяжелее, значит лучше". Для озвученных клиентами требований зачастую подходят более легкие катки массой 8-10 тонн. Востребованность экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков связана с универсальностью их применения.
- Кто является основным клиентом арендных компаний?
Василий Баландин:
- В первую очередь основными клиентами арендных компаний являются строительные фирмы различного профиля - общестроительные, инженерные, монтажные, фасадные, отделочники. В нашей компании доля таких арендаторов составляет 80-85%. Остальные клиенты - это промышленные предприятия, сервисные компании, ритейл, частный сектор. Данный список дополняют компании категории EVENT ("мероприятия"), то есть организаторы культурно-массовых мероприятий, а также компании по благоустройству территорий и ландшафтному проектированию.
Из-за национальных стереотипов прогрессирует нерациональное использование отдельных типов техники
Источник фото: fortrent.netИз-за национальных стереотипов прогрессирует нерациональное использование отдельных типов техники
- Как разнится спрос на арендные услуги в Москве и в регионах?
Алексей Килевой:
- Арендные услуги в России распределены крайне неравномерно - примерно 50% приходится на ЦФО и СЗФО. Спрос на аренду с оператором выше в 2-3 раза, чем на аренду без оператора, аренда без оператора распространена в основном в европейской части. От Урала до Дальнего Востока преобладает аренда землеройной техники и автокранов, в то время как в европейской части ассортимент шире, и высоким спросом также пользуется подъемное оборудование и средства малой механизации. Особенностью Москвы, на наш взгляд, является большое число финансово-обеспеченных компаний, которые предпочитают иметь собственный парк техники.
Одной из главных причин развитости услуг аренды в Санкт-Петербурге является европейский опыт работы соседних скандинавских стран - Финляндии и Швеции. Еще в 1990-х годах скандинавские строительные компании, работавшие на территории Северо-Запада, подали хороший пример российским коллегам своим стремлением все брать в аренду. А там, где есть спрос, появляется и предложение. Поэтому на рынке Санкт-Петербурга лидируют иностранные арендные компании. В Москве же в основном лидирующие позиции занимают местные компании разных масштабов.
- Каков ваш прогноз на 2015 год?
Алексей Килевой:
- Комапния "Фортрент" с оптимизмом смотрит в будущее. Серьезная поддержка материнских компаний, накопленный многолетний опыт работы в России, в т.ч. в период прошлых экономических кризисов, а также обширная региональная сеть и разнонаправленная клиентская база - все эти факторы позволяют рассчитывать на развитие арендного бизнеса "Фортрент" в ближайшем будущем.




Если Вас заинтересовали описанные в статье товары и услуги, Вы можете:

Ещё из раздела Статьи и рекомендации

    Итальянец Эрмес Гемо стал победителем европейского финала Клуба операторов 2014 10 октября 20143 октября в испанском городе Аликанте состоялся европейский финал состязаний Клуба операторов. 24 участника из 12 стран, включая представителя России ...
    подробнее
      2013 год для многих производителей спецтехники к сожалению не стал успешным в финансовом плане - мировая экономика восстанавливается очень медленно. Тем не менее, группа компаний Liebherr сумела выйти на уровень 2012 года по большинству финансовых ...
      подробнее
        Caterpillar, пожалуй, один из немногих зарубежных производителей спецтехники, который может похвастаться тем, что уже на протяжении века ведет активную деятельность на территории России. За это время компания сумела достичь больших высот на ...
        подробнее
        © 2020 АРСАВА
        223051, Минская обл., Минский р-н, Колодищанский с/с, в/г 70 (инв. номер 70/182), пом. 1
                                    

        Сайт работает на платформе Nestorclub.com


        Каталог TUT.BY
        RusList.ru - Бизнес каталог, бесплатные объявления, товары, услуги